ДРУГ СЕМЬИ


Трудно представить себе русскую семью, где не знали бы про самовар. В доме у самовара было особое положение: ему отводили лучшее место в комнате, на чайном столе он занимал центральное место. Самовар был символом достатка, семейного уюта, благополучия. Его берегли, давали девушкам в приданое, передавали по наследству из поколения в поколение. Если же в доме было несколько самоваров — этот дом считался зажиточным.


Как появилось слово «самовар»? Некоторые филологи утверждают, что у него тюркские корни, и произошло оно от «санабара», что означает «чайник». Может все проще – это чисто русское сочетание наподобие «пароход» или «самолет», так как на Руси варили не только еду, но и воду.


Создание самовара связано с экономическими реформами России, которые произошли в Петровскую эпоху. Активное освоение рудных богатств Урала, возникновение целого ряда металлургических предприятий, привело к тому, что остродефицитная медь, почти не добывающаяся в России, с начала 18 века начала добываться во все возрастающем количестве и в 1750-х гг. она уже вывозилась за границу.

Именно на уральских заводах складываются технологические приемы выделки медной посуды и тот инструментарий, который в дальнейшем будет использоваться при производстве самоваров.

Первое упоминание об уральском самоваре относится к 1740 году. На Уткинской пристани, принадлежавшей Демидову, солдат Захар Гилев задержал «купецких людей». Они везли «на шести подводах меда шесть кадушек, вес сорок шесть пудов тридцать один фунт, орехи да медный самовар с прибором...». Были это «Иргинского завода содержателей Осокиных жители Тимофей Пушняков со товарищи». И самовар весом 16 фунтов они везли не на продажу, а приказчику Ивану Шевцову в Екатеринбург. Иргинский завод был построен в 1728 году, скорее всего, самовары здесь стали делать в 1730-е гг.

Большую часть музейной коллекции составляют самовары, изготовленные на тульских фабриках Тейле, Баташовых, Шемариных и других, на машиностроительном заводе им. Б. Ванникова «Штамп», Тульском краснознаменном патронном заводе. Также есть экспонаты из Куйбышева, Кольчугино и Санкт-Петербурга.


Самовары, хранящиеся в Новоуральском музее, имеют разнообразные формы: банка, рюмка, ваза, репка, шар. В основном это «водогрейные сосуды» с трубой и жаровней внутри. Для приготовления чая необходимо было заполнить самовар водой. Минимальный уровень жидкости должен составлять не менее половины объема. После этого зажигается тонкая деревянная лучина и опускается внутрь камеры сгорания через горловину. К горящей внутри лучине нужно понемногу добавлять тонкую деревянную стружку или сухие палочки. Когда огонь станет более сильным, можно перейти на сосновые и еловые шишки, а так же более крупные кусочки дерева. Нельзя сразу забрасывать много топлива, поскольку огонь будет задушен и все придется начинать сначала. Считается, что при правильном розжиге, литр воды закипает за одну минуту. Соответственно, 10-литровые самовары закипали за 10 минут.


Чайник-самовар – нечто среднее между самоваром и чайником с нагревательной трубой-жаровней внутри и отверстиями-поддувалами в нижней части тулова. Применялся для кипячения воды и для приготовления старинного русского напитка – сбитня. Чайник-самовар так же мог предназначаться и для чаепития. Он был в употреблении на протяжении всего XIX и начала XX столетий.


Одна из самых популярных форм самоваров – «рюмка» – корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напоминает ножку рюмки.

В комплект к самовару входили поднос и полоскательница – чашка, которая подставлялась под самоварный кран, в нее сливали остаток воды из нижней части самоварного корпуса, остатки чая из чашек после чаепития.

В 1964 году появился миниатюрный самовар-сувенир «Ясная Поляна» емкостью 125 граммов. Это была точная копия самовара, принадлежавшего семье Л.Н. Толстого. Для его производства был изготовлен станок-малютка, размещавшийся на столе.

Самовар с круглым туловом назывался самовар-«шар». В Туле их так же называли «персидские» – именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны востока: Персию, Турцию.

Самовары небольшого объема, до 1,5 литров в высшем свете называли французским словом «солитер» в значении «одиночный, единственный» или «тет-а-тет» в значении «на две персоны». Потребители попроще те же самовары называли «эгоисты» или «отрада холостяка», в прейскурантах некоторых самоварных фабрик небольшие самовары помещали в разделах «миниатюры».

Материал подготовила:

Заместитель директора

по научно-просветительской работе

МБУК «НИКМ» Сергеева М.В.

Просмотров: 35Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все