Колокольчик


На протяжении ста лет, фактически до конца 19-го века, мчались по дорогам России ямщицкие тройки, оглашая окрестности заливистым звоном колокольчиков и бубенцов, подвешенных под дугой конской упряжи.

Единого термина, обозначающего «колокольчики под дугой», нет. Одни исследователи называют их ямскими (ямщицкими) или почтовыми, другие – поддужными или дужными. Каждое название подчеркивает свой аспект либо в происхождении, либо в способе использования этих предметов.

Хотя внешне колокольчики и похожи друг на друга, но сильно отличаются формой, нанесенными на них изображениями и надписями и, прежде всего, звуком. Использовались они как сигнальное средство на почтовых и курьерских тройках. Также любой сельский праздник, будь то свадьба, рождество, проводы или встреча рекрута часто сопровождался быстрой ездой на тройке лошадей, где поддужные колокольчики были частым атрибутом.

Каждый, кто возьмет в руки дужный колокольчик, непременно обратит внимание, что его нижняя, «расклешенная» часть – юбка – не только украшается затейливыми орнаментами, но и имеет надписи, несущие интересную и разнообразную информацию. Колокольчик не только поет – он говорит! Это не просто сигнальное ездовое средство. Это народное слово, увековеченное в бронзе!

Колокольные тексты могут рассказать об изготовителе, времени основания его мастерской, месте и дате изготовления изделия, владельце, торговце, их социальном статусе, памятной причине выпуска изделия и прочем.

Одними из известных центров производства поддужных колокольчиков в России были города Валдай, Касимов, Слободской и село Пурех. Выдающаяся роль в этом ряду принадлежит Валдаю. Популярность валдайских колокольчиков была столь велика, что в энциклопедическом словаре прошлого века (издательство Гранат и К.) при характеристике города упоминается прежде всего, что он «...известен литьем колоколов и бубенчиков».


Валдайские колокольчики часто отождествлялись с поддужными вообще, а мастера других центров — в частности села Пуреха — иногда отливали на своих изделиях надписи: «Валдай» или «Дар Валдая». К слову сказать, не только они. В конце ХIХ века появляется немалое количество псевдовалдайских колокольчиков. При этом известны не только русские, но и иностранные подделки. Колокололитейщики из Скандинавских стран (Швеция, Финляндия) думали, что секрет валдайского производства — в надписи, которая имеется на «юбке» колокольчика. Иностранцы считали, что каждая буква в надписи влияет на звучание. Поэтому они старательно списывали валдайские тексты, повторяя в точности и форму колокольчика. Не обошлось без курьезов. Смысла надписи иностранцы не понимали и воспроизводили на своих колокольчиках даже свидетельство о том, что отлиты они в Валдае тем или иным мастером. Иногда даже «подправляли» или произвольно переставляли местами буквы, выбрасывали «некрасивые», на их взгляд, слоги. Получались забавные надписи...

Интересные факты

· Ямщицкие колокольчики были, в первую очередь, необходимы на главной, самой оживленной дороге России – Московско-Петербургском тракте.

Центр производства их возник в Валдае, находящемся на середине этого тракта.

· Как правило, колокольчики «Даръ Валдая» не комплектовались языками до продажи. Предполагалось, что хозяин колокольчика по своему усмотрению либо подвяжет к петле сыромятным ремнем ударное кольцо, либо поставит постоянный язык, в виде кованного пальца.

· Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в.

7 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все