Фрагмент иконы-складня «Двунадесятые праздники»


Меднолитая пластика – кресты, иконы и складни – это крупное национальное явление русской художественной культуры. То совершенно особое отношение к медному литью, которое существовало в России на протяжении тысячелетия, за прошедшее столетие оказалось совершенно забытым в народной памяти.

Произведения из меди, в особенности нательные кресты и образки с рельефными изображениями, имели охранительную функцию, и почитались как святыни-обереги от злых духов, бедствий и болезней. Медь, по народному поверью обладала «магическими» свойствами.

«Образ чистый, достойный почитания»… Этими словами можно определить меднолитые иконы и кресты, созданные мастерами-старообрядцами на бескрайних просторах России – в скитах Поморья и мастерских Москвы, в селах Подмосковья и Поволжья, в потаенных кузницах на Урале и в Сибири – в течение неполных трехсот лет от конца XVII в. до начала XX в.

Новый период истории меднолитейного дела неразрывно связан со старообрядческим движением в России, когда во второй половине XVII в., после раскола в русской православной Церкви, противники реформы патриарха Никона вынуждены были спасаться от преследования властей, бежать из центра на отдаленные окраины, скрываться в лесах. В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили древнерусские традиции медного литья. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья. Как бесценные реликвии древние меднолитые образки бережно вставлялись в рамы-киоты и вкладывались в деревянные живописные или резные складни.

Но старообрядцы не только сберегли древнерусское наследие, но и создали свою особую религиозную и духовную культуру. Меднолитые образа, «как прошедшие очищение огнем» и не руками «творенных» получили широкое почитание в народной среде. Разнообразие формы, иконографии, композиции и декоративного убранства, старообрядческих меднолитых крестов, икон и складней поражает. А горячие разноцветные эмали и огневое золочение усиливают их декоративность.

Четырехстворчатый складень с изображением Двунадесятых праздников – так называемые «большие праздничные створы». Этот складень, являющийся целым походным иконостасом, пользовался необычайной популярностью и не только среди старообрядцев.

В экспозиции представлен фрагмент – две центральные створки. На каждой створке по 4 квадратных клейма. Левая створка: в навершии «Троица Новозаветная» в круге слева – Иисус Христос, справа – бог отец, святой дух – голубь. На створке: Сретение, Крещение, Преображение, Вход во Иерусалим (вербное Воскресение). Правая створка: в навершии Воздвижение Честного креста. На створке: Сошествие во ад (Воскресение Христово), Вознесение, Святая Троица, Успение Пресвятой Богородицы. На обороте на правой створке гравированное изображение восьмиконечного креста на фоне г. Иерусалима в овале. Вокруг орнамент: сверху цветочно-растительный, с боков в форме колонн. Вверху над крестом в овале надпись «Кресту твоему поклоняемся…».

Небольшие медные образки и складни, удобные для перенесения, прочные и дешевые, довольно часто выполняли функцию оберега – они сопровождали владельца во время дальних поездок и путешествий. Часто подобные меднолитые предметы находили далеко за пределами Русской земли.

Интересные факты · Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников.

· Иконы-складни были путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»).

2 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все